Патриотизм, лоббизм, демонстративность… Фреймирование импортозамещения в российских печатных СМИ

  • Анастасия Дмитриевна Казун Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Оксана Евгеньевна Дорофеева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: импортозамещение, продовольственная безопасность, фрейминг, СМИ, медиа, пресса, сетевая повестка дня, экономические санкции, протекционизм

Аннотация

Анастасия Дмитриевна Казун – младший научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований; преподаватель, кафедра экономической социологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 110100, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: adkazun@hse.ru

Оксана Евгеньевна Дорофеева – стажер-исследователь, Лаборатория экономикосоциологических исследований; студент, факультет социальных наук, Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 110100, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: odorofeeva@hse.ru

Цитирование: Казун А.Д., Дорофеева О.Е. (2019) Патриотизм, лоббизм, демонстративность… Фреймирование импортозамещения в российских печатных СМИ // Мир России. Т. 28. № 3. С. 132–154. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-3-132-154

В статье анализируется дискуссия в российской прессе по вопросу импортозамещения в период с августа 2014 по декабрь 2016 года. Отбор новостных сообщений производился с использованием базы печатных изданий «Интегрум». По итогам анализа 269 статей, опубликованных в «Российской газете», «Новой газете»,  Комсомольской правде», «Коммерсанте», были выделены восемь основных фреймов, посредством которых конструировалась дискуссия: антизападный, патриотичный, «последствия», ностальгический, сентиментальный, «индивидуальные интересы», эгоистичный и демонстративный. Наиболее популярными оказались патриотичный фрейм и фрейм «последствия», при этом спектр используемых фреймов различался в зависимости от издания. На основании проведенного качественного анализа публикаций в СМИ был сформулирован список ключевых слов, которые использовались для определения места импортозамещения в сетевой повестке дня. Исследование совместных упоминаний этих слов в российской прессе позволил выделить три крупных кластера в публичной дискуссии по экономическим вопросам: экономико-политический, патриотично-эгоистичный и кластер протекционизма. По итогам исследования сделан вывод, что в дискуссии об импортозамещении сочетаются как экономические, так и политические аргументы, а СМИ, в свою очередь, часто прибегают к идеологиче ским конструктам для обоснования того или иного отношения к импортозамещению.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анастасия Дмитриевна Казун, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Младший научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований; преподаватель, кафедра экономической социологии факультета социальных наук

Оксана Евгеньевна Дорофеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Стажер-исследователь, Лаборатория экономико-социологических исследований; студент, факультет социальных наук

Опубликован
2019-06-23
Как цитировать
Казун, А., & Дорофеева, О. (2019). Патриотизм, лоббизм, демонстративность… Фреймирование импортозамещения в российских печатных СМИ. Мир России, 28(3), 132-154. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-3-132-154
Раздел
В ЗЕРКАЛЕ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ