From Modernization to Import Substitution: Perspectives on State Development ‘from Above’ and ‘from Below’ [От модернизации к импортозамещению: видение стратегий развития государством и гражданами]

  • Ольга Владимировна Бизюкова University of Vienna
Ключевые слова: государство, импортозамещение, модернизация, политика, потребление, средний класс

Аннотация

Ольга Владимировна Бизюкова – аспирант, Институт культурной и социальной антропологии, Университет Вены. Адрес: 7, Universitätsstraße, Vienna, 1010, Austria.
E-mail: volha.biziukova@univie.ac.at

Цитирование: Biziukova V. (2019) From Modernization to Import Substitution: Perspectives on State Development ‘from Above’ and ‘from Below’. Mir Rossii, vol. 28, no 3, pp. 67–87. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-3-67-87

В статье рассматривается политика импортозамещения и введения ограничений на ввоз продовольствия в контексте стратегий социально-экономического развития
России. Описывается, как изменялось и чем характеризуется в настоящий момент видение социально-экономического развития страны российским государством, а
также взгляды и представления об этом процессе, сформированные новым средним классом. Изначально исследование ставит вопрос о том, насколько импортозамещение отличается от предыдущих программ развития, в частности, модернизации Д.А. Медведева, и в чем продолжает их. Особый акцент делается на восприятии государства как агента изменений и на формулировании целей развития и средств для их достижения, а также роли, которая отводится в этом процессе гражданам. Также исследуется, как новые меры воспринимаются и реализуются людьми в их повседневной жизни. Статья концентрируется на представителях нового среднего класса, которые занимают позиции профессионалов, высококвалифицированных специалистов и менеджеров, работающих преимущественно в коммерческом секторе. Статья опирается на данные глубинных интервью с членами этой социальной группы. Благодаря значительному повышению уровня жизни на фоне экономического роста 2000-х гг., а также активному использованию новых возможностей потребления, проявившихся как в большей доступности, так и в более широком ассортименте товаров, образ жизни представителей этой группы зачастую ассоциировался с консьюмеризмом как в СМИ, так и в академическом дискурсе. Эти обстоятельства также определили особую позицию нового среднего класса в ситуации введеНовый средний класс не являет собой большинство российского общества, в то же время его представители обладают значительными материальными, социальными и культурными ресурсами. Кроме того, российская исследовательская традиция относит новый средний класс, как часть «ядра среднего класса», к наиболее активным и передовым слоям населения. Соответственно, представляется важным понять, как эта группа приспосабливается к происходящим в настоящий момент изменениям на фоне экономического кризиса и воспринимает новую политику. В статье исследуется, как стратегия государства соотносится с представлениями нового среднего класса о развитии страны, методах осуществления преобразований, а также о возможностях участия широких масс населения в этом процессе. В статье проводится сравнение импортозамещения и эмбарго с другими историческими примерами политики в сфере потребления, с обсуждением альтернативных форм и механизмов ее реализации. Анализ указывает на слабую активность неправительственных организаций в инициативах, связанных с поддержкой
потребления продуктов российского производства и отказом от покупок импортных товаров, а также отсутствие массовых движений, мотивированных этой повесткой, несмотря на широкую поддержку нововведений различными слоями населения. Таким образом, демонстрируется, что нынешняя модель реализации не
предполагает вовлечения граждан как активных участников и видит их скорее как реципиентов и исполнителей мер, внедряемых государством, т.е. как объект его
воздействия. В этой связи проводятся параллели с предшествующей программой модернизации как в отношении централизованной модели реализации с государством
в роли главной движущей силы перемен, так и в постановке задач по преодолению нефтяной зависимости, диверсификации экономики и развитию внутреннего
производства в областях, где значительную долю потребностей обеспечивают импортные поставки. Для того чтобы описать специфику нынешней стратегии развития, в статье обсуждается значение, приобретенное концептом модернизации в официальном политическом дискурсе. Оно интерпретируется в контексте более широкой дискуссии об исторической эволюции теорий модернизации как программ комплексного преобразования общества. В частности, в статье прослеживается изменение принципов социетальной трансформации в парадигмах «классической модернизации» и «неомодернизации»; обсуждаются противоречия, связанные с историческими примерами попыток реализации этих программ на практике (в особенности в случае радикальных рыночных реформ), выразившееся в том числе в маргинализации демократических механизмов принятия решений. Эта динамика также оказала влияние на то, как в настоящий момент в России видятся политическими элитами и россиянами развитие страны и роль государства в этом процессе. В статье демонстрируется, каким образом концепт модернизации приобретает преимущественно инструментальное значение в рамках партикуляристского проекта социально-политического устройства страны, провозглашаемого нынешним режимом. Подобный партикуляризм предполагает фактический уход от принципа универсализма, который лежал в основе теорий модернизации, стремившихся сформулировать принципы универсального общественного устройства в пользу представлений о цивилизационной уникальности государства и социально-политической системы России. Таким образом, сохранение этого своеобразия (особенно в условиях геополитического конфликта) утверждается как цель функционирования государства, в том числе его экономического развития. В этом аспекте современное российское государство отличается от советского, позиционировавшего коммунизм как универсальную идеологию и форму устройства общества, которая должна быть распространена и на другие регионы. Имеющее место в настоящий момент сочетание стремлений к экономической модернизации и к перепозиционированию России в международном разделении труда с партикуляристским политическим проектом анализируется в диалоге с  концепциями «множественности модернов» (multiple modernities) и «цивилизационной неомодернизации». Далее в статье рассматривается, как это видение соотносится с представлениями нового среднего класса о развитии страны. Описывается распространенность симпатий к технократической модели управления и веры в успех локальных действий в отдельных сферах, а также представлений о своеобразии России в сравнении с другими странами. Последнее, однако, в отличие от официального дискурса,
не всегда имеет положительные ассоциации, в частности, признается хроническое отставание от наиболее развитых стран. Сама идея импортозамещения часто находит поддержку, так как отвечает на запрос необходимости преодоления нефтяной зависимости и диверсификации экономики. В то же время представители нового среднего класса не видят себя в качестве активных участников реализации данной программы и готовы при необходимости идти в обход ограничений даже в тех случаях, когда они поддерживают эмбарго и идею развития внутреннего производства. Таким образом, в своих действиях они, с одной стороны, не следуют моделям, навязанным государством, с другой стороны, нормализуют и воспроизводят существующую систему. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ольга Владимировна Бизюкова, University of Vienna

PhD Сandidate, Department of Cultural and Social Anthropology

Опубликован
2019-06-23
Как цитировать
Бизюкова, О. (2019). From Modernization to Import Substitution: Perspectives on State Development ‘from Above’ and ‘from Below’ [От модернизации к импортозамещению: видение стратегий развития государством и гражданами]. Мир России, 28(3), 67-87. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-3-67-87
Раздел
ЧЕЛОВЕК, ЭКОНОМИКА, ОБЩЕСТВО