Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах

  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0001-8153-0561
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0003-3613-4003
Ключевые слова: качественное высшее образование, университетские образовательные общности, студенчество, научно-педагогическое сообщество, противоречия развития образовательных общностей, нелинейная модель высшего образования, макрорегион – федеральный округ

Аннотация

Гарольд Ефимович Зборовский – доктор философских наук, профессор; заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19. E-mail: garoldzborovsky@gmail.com

Полина Анатольевна Амбарова – доктор социологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Адрес: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19. E-mail: borges75@mail.ru

Цитирование: Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2019) Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах //
Мир России. Т. 28. № 2. С. 98–124. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124

В статье доказывается, что качественное высшее образование возможно только в том случае, если обеспечено развитие двух основных образовательных общностей – студенчества и научно-педагогического сообщества. Проблемы такого образования анализируются сквозь призму противоречий, существующих между 1) мотивацией образовательных общностей на качественное высшее образование и способами достижения этой цели, 2) целями развития образовательных общностей и интересами управления в сфере высшего образования, 3) усилиями и ресурсами, затрачиваемыми на развитие образовательных общностей, и результатами этого процесса. Цель нашего исследования состоит в выявлении предпосылок, содержания и последствий указанных выше противоречий и поиске путей их разрешения в условиях неопределенности развития российского высшего образования. Авторы связывают способы и пути урегулирования этих противоречий с переходом к нелинейной модели высшего образования, которая рассматривается как инструмент осуществления социального эксперимента по созданию системы высшего образования в конкретном макрорегионе – федеральном округе. Подчеркивается, что объективная необходимость такого эксперимента существует, а в качестве его базы предлагается Уральский федеральный округ (УрФО). Одной из задач эксперимента является разрешение противоречий в развитии образовательных общностей уральских вузов, раскрытию которых и посвящена эта статья, написанная на материалах эмпирических исследований, проведенных в УрФО.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Доктор философских наук, профессор; заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19.

Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Доктор социологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19.

Опубликован
2019-04-06
Как цитировать
Зборовский, Г. Е., & Амбарова, П. А. (2019). Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах. Мир России, 28(2), 98-124. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124
Раздел
Образовательная среда в национальном и мировом контекстах