Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach [Системы высшего образования в России и Беларуси: сравнительный подход]

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет
Ключевые слова: высшее образование, реформы, Российская Федерация, Республика Беларусь, регионализм, интеграция

Аннотация

Лариса Григорьевна Титаренко – доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии, Белорусский государственный университет; ассоциированный сотрудник, Социологический институт РАН. Адрес: Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, д. 4. E-mail: larisa166@mail.ru

Цитирование: Titarenko L. (2019) Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach. Mir Rossii, vol. 28, no 4, pp. 112–127.
DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-112-127

Проблема модернизации высшего образования в России и Беларуси является попрежнему актуальной, несмотря на многочисленные изменения, внесенные в системы высшего образования обеих стран в постсоветский период. Цель статьи – показать сходство и различия в практике развития систем высшего образования России и Беларуси. Анализ базируется на статистических материалах развития высшего образования двух стран, изучении литературы, эмпирических данных опросов студентов и материалах качественного исследования в Беларуси, проведенного методом глубинных экспертных интервью в 2018 г. Отправной точкой высшего образования для обеих стран служила советская модель, но со временем каждая из них стала развивать это наследие по-своему. Несмотря на наличие общих черт в организации и управлении высшим образованием, в настоящее время эта сфера в Беларуси отличается более высокой централизацией управленческих решений и их реализации на практике, чем в России. Централизм находит выражение в большем единообразии образовательных программ, вузовской практики и в директивном принятии решений. В статье показано, что в российском высшем образовании быстрее идет процесс регионализации, проявляющийся в активном привлечении иностранных
студентов. В Беларуси подобные процессы имеют сходный вектор, однако идут присходят медленнее. Обе страны не желают отказываться от национальных приоритетов при внедрении Болонских принципов, при этом уровень имплементации Болонских реформ в России выше. Независимо от изменений в архитектуре высшего образования, проблемы его качества и мотивации студентов остаются в повестке дня до сих пор. Вполне очевидно, что белорусская модель централизации системы высшего образования несколько отличается от российской. Обе страны находятся в ситуации поиска ответов на глобальные вызовы, адаптированные к их национальным социально-экономическим и политическим условиям. Делается вывод, что Россия и Беларусь объективно заинтересованы в изменениях систем высшего образования, которые будут способствовать эффективному развитию этих стран.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет

Доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии, Белорусский государственный университет; ассоциированный сотрудник, Социологический институт РАН.

Опубликован
2019-09-28
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2019). Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach [Системы высшего образования в России и Беларуси: сравнительный подход]. Мир России, 28(4), 112-127. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-4-112-127
Раздел
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МИРОВОМ КОНТЕКСТАХ